nelkan (nelkan) wrote,
nelkan
nelkan

Categories:

История Нельканской церкви

Судьба Нельканской церкви   самобытна, интересна,  трагична и  является  отражением  в уменьшенных  масштабах  истории  православия  России  в прошлом  и  нынешнем  тысячелетиях.  В  подтверждение  заявленного  достаточно  сказать, что Нельканская  церковь - младшая  сестра  столичного  Храма  Христа  Спасителя,  так  как  «отцом»  обоих  храмов  был  знаменитый  архитектор  Константин  Тон; в  годы  становления  Советской  власти  священник  Нельканской  Благовещенской  церкви самолично  составлял  опись  конфискуемого  имущества, так  как  председатель правления  СовРевКома  был  неграмотным; почти  70  лет в  здании  бывшей  церкви  располагался  клуб и  под ее сводами  пели  агитбригады,  а  на  макушке  вместо  сброшенных  крестов  возвышался  люминесцентный  фонарь; здесь  пытались  в  годы  перестройки разместить  краеведческий  музей и только  волеизъявление  нельканских  жителей  смогло  вернуть  зданию  первоначальное предназначение- оно  снова  становится  Церковью. Однако  вернуть  утраченное очень  трудно и  как  показывают  последние  7  лет, приходу  храма  Божьей  Матери  самостоятельно  восстановить  церковь  не  по  карману…. Оставаясь  единственной  деревянной  церковью  на  Севере Дальнего  Востока,  имея  «знатное»  происхождение, сегодня  церковь  не  в  силах  при  той  поддержке,  которую  оказывают  добрые  люди, завершить  восстановительные  работы.

     В  XVII  веке  прошлого  тысячелетия  церковь  сыграла  огромную    роль в  жизни  местного  населения. То  время  знаменуется    открытием  новых  земель  и  освоением дальних  рубежей. Служители  церкви  бок  о  бок  с путешественниками - первооткрывателями  обучали  местное  население  грамоте, участвовали в переписи  населения, делали  прививки  от  оспы, заботились  об  устройстве  быта  и  занятости  сельского  населения хлебопашеством  и  огородничеством…Служители  церкви  обращали  в  христианскую  веру коренное  население. В  Приохотьте первая  часовня  была  построена в  Охотском  порту  в  1735  году,  а  спустя  два  года заложена  первая  церковь.

К  середине XIX века действовали  церкви  в  Аяне,  Удском, планировалось  строительство  церквей  на  протяжении  всего  Аянского  тракта, проходившего из  Аяна  до  Яутска, но   была  построена только  Нельканская  часовня(1862г.). В  государственном  национальном  архиве  Саха (Якутия) хранятся  подписные  листы и  другие  документы,  из  которых  явствует,  как,  на  какие  средства  строилась Нельканская  часовня. Сбор  податей на  возведении притрактовой  часовни  длился  десять  лет:  с  1852  по  1862  год,  а  само  строительство  осуществилось  в  течение  одного  года. Среди  имен,  вписанных  в  подписные  листы Прихода встречаются  как  известные,  так  и   незнакомые  для  нынешнего  поколения  фамилии : голова  Эжанского  рода  Александр  Карамзин,  начальник  Аянского  порта Кашеваров,  казак  Иннокентий  Решетников, Егор  Новогородов, сын  Прокопия  Новогородова,  того  казака,  который  вместе  с  Григорием  Ципандиным  в  1818  году  организовали  запасный  магазин  и  с  этого  момента  жизнь  в  урочище  Нелькан  ни  на  один  день  не  прекращалась. Почему  именно  в  Нелькане  была  построена  часовня? Потому  что  Нелькан  всегда  был  перекрестком дорог , местом, куда  съезжались    несколько  сотен  торговцев, собирались  на  ежегодную  ярмарку  тунгусы , приезжали  русские  крестьяне, жившие  по  станкам Аянского  тракта. Даже  когда  не было  в  Нелькане  часовни,  именно  сюда  до  1862  года приезжала  походная  церковь Якутской  епархии и  в  течение  нескольких  дней  проводила венчание, крещение,  отпевание  и  другие  требы.  22  июня  1862  года было  завершено  строительство  часовни во  имя  святителя и  чудотворца  Николая.

В  1864  году  Нельканскую  часовню  осматривал  сам  архиепископ Камчатский  и  Алеутский  Иннокентий,  который  по  предписанию  Синода  отправился  из Якутска для  обозрения  Охотских  и  Камчатских церквей. Можно  предположить, что  архиепископ  приветствовал  появление в  столь  отдаленном месте  центра  богослужения и  культуры -  ведь  он  нашел  время  и  возможность  для близкого знакомства  с  Нельканской  часовней.

1867  год  для  Аянского  тракта  стал  переломным:  продажа  Аляски,  ликвидация  Российско-Американской  Компании  переместили  политические  и  экономические  интересы России в  Приамурье и  Приморье, оставив  в  забытье Приохотье. С  ликвидацией  РАК Аянская  Богородско-Казанская  церковь  и  Нельканская  часовня закрылись.  Майские  тунгусы обращались  в  Якутскую  епархию об открытии  часовни,  а  священник  от. Василий  Охлопков в  своем  раппорте епископу  Иннокентию  в  1867  году  писал о том,  что  за  зиму в  этих  местах  собирается  до  600  тунгусов с  требами… Вопрос  не  решался  до  тех  пор,  пока  владельцем  тракта  не  стал камчатский  купец А.  Филлипиус,  который  пожертвовал  на  ремонт  Нельканской  часовни 202  руб. 1.4 коп.  серебром. В  конце  XIX века часовня  сгорела.На  ее  месте  была  построена  церковь в  1998  году,  но  и  она  сгорела в 1912  году.

В  1914  году  Якутская  епархия для  возведения  новой  церкви  в  Нелькане  берет  за  основу  один  из проектов, подготовленный Академией  художеств и  одобренный  Синодом. Так  сложилось, что  автором  выбранного  проекта  для  новой  Нельканской  церкви  стал   архитектор Константин  Андреевич Тон. Будучи  еще  учащимся  курса  архитектурного  отделения Академии  художеств, он   разрабатывал  по  заданиям  педагогов  проекты церквей,  храмов,  лучшие  из  которых отмечались  медалями  разного  достоинства. При  признании  этих  проектов готовились  типовые рекомендательные  документы,  по  которым  позднее  в  разных городах  и  селах строились  настоящие храмы, благотворительные  учреждения. Это  уже  потом  Тон  станет  известным  архитектором и  будет сам  преподавать  в  архитектурном классе, будет  профессором 2-й  степени Академии  художеств, станет  архитектором  храма  Екатерины  Великомученицы  в  Петербурге…. Наибольшую  известность  Константин Тон  получил  благодаря  своему  проекту   храма  Христа  Спасителя  в  Москве,  построенного  как  памятник  в  честь  победы  России  против  Наполеона в 1883  году и  взорванного  в 1931  году коммунистами-революционерами.  Это  придет  позже,  а  тогда  в  Нелькане  по образцовому   проекту  Константина Тона  «во  имя   Отца и  святого  Духа  основана  сия  церковь в  честь  и  память Благовещенья Пресвятой  Богородицы при  державе благочестивейшего  и  самодержавнейшего  господина  нашего  императора  Николая II  в  святительство Мелетия,  епископа Якутского  и  Вилюйского в  лето  от  Рождества по  плоти Бога  Слова 1914 августа 26  дня. Аминь». Так  написано  на  закладном  камне,  который  был  найден  у  восточной  стены  храма  уже  в  наши  дни,  когда  пришлось  менять  фундамент и  выправлять  наклонившееся  здание. При  завершении  строительства  храма  и  его  освещении  в  1915  году  было  отмечено в  приходно-расходной  книге  церкви,  что  строительство  осуществлено  на  средства  доброхотных  жертвователей  и  обошлось  в  10. 880 руб. 30  коп. В  те  годы  церковь  была  центром  не  только духовной, но  и    социальной  жизни. Еще  при  существовании  первой  церкви  в  1902  году  священник от. Василий  Мальцев  открыл  церковно-приходскую  школу (в годы  Советской  власти  именно  в  этом  здании  разместится  первая  советская  школа). В ней  учились  как  дети  местных  купцов,  так  и  тунгусские  дети,  чьи  родители  обслуживали  Аянский  тракт  и  жили  в  Нелькане.  Священник   от.  Василий  Мальцев был  человеком  деятельным,  уважаемым, активно  участвовавшем  в  жизни  общества. Именно он  был  первым  учителем, обучавшим  грамоте  местную  детвору, он  исследовал  и  описал  наскальные  рисунки  на  реке  Мая, которые  уже  в  наше  время систематизировал  А.П.Окладников, он  прошел  и  составил  план  пещеры «Чертово  жилище»  на  Успуне, ставшей  знаменитой  Ципандинской  пещерой…В  1916  году  церковь  была  застрахована  от  огня с  оценкой  в  6500 рублей. Церковный  приход  боялся  пожара,  ведь  в  огне  сгорели  часовня  и  первая  церковь. Но  оказалось,  что  предстоит  испытание  не  пламенем – в годы   своего становления  и  укрепления  Советская  власть разрушила  приход  и осквернила  церковь.

Из  упомянутого  ранее  архивного  документа – описи, имущество, находящегося при  Нельканской Благовещенской  церкви Якутской  епархии, 15  июля  1927  года  было  конфисковано. В  «передаточном»  акте  председатель  правления  СовРевКома   М.Винокуров  даже  не  смог  расписаться и  священник  церкви М.Голомарев  проставил  вместо  росписи представителя  власти  прочерк. На  32  листах описи  27-го  года  подробно  указаны  все  колокола  церкви, иконы, утварь, одежда  священнослужителя. Куда  что  делось, еще  предстоит  узнать,  но  по  воспоминаниям  старожилов, почти  все  было  вывезено  за  пределы  района. Только  самый  большой  колокол  не  смогли  убрать  с  Майской  земли -  он  был  очень  тяжелым  и  его  просто-напросто  утопили  в  болоте  по  Тоттинской  дороге. Говорят, а  старые  фотографии  подтверждают, что   другой    колокол  до  конца  50-х  годов  был  закреплен  под  сводом колокольни, а  потом  безжалостно  сброшен  и   еще  долго  валялся расколотым  у  крыльца   церкви,  ставшей  в  одночасье  сельским  домом  культуры. О  том,  какой  была  культура и  идеология может  сказать  и  такой  факт: в  ограде  сельской  церкви  был  похоронен  священник  от.  Василий  Мальцев. На  его  могиле  стоял  небольшой  памятник. Могилу  разворотили,  а  вот  памятник  «сгодился»- его  установили  в  центре  села и, нарисовав  красной  масляной  краской  пятиконечную  звезду,   обозначили  как  памятник  красногвардейцам- чекистам,  погибшим  в  годы  гражданской  войны. Одним  из  участников  боевого  сражения  с восставшими  тунгусами  и белогвардейцами полковника  Попова  был  Владимир  Реут . Он  похоронен  в  Нелькане  вместе  с  товарищами. История сыграла  злую  шутку:  летом   1927  года  закрывает  молодая  Советская власть  храм, а  осенью в  село  приходит человек, имя  которого аналогично  второму по  величине  колоколу  России. Реут- это  знаменитый колокол  мастера Андрея  Чохова, изготовленный в 1622  году  для  колокольни  Ивана  Великого. Колокол «Реут»  снискал трагичную славу:  во  время присяги Алекcандра II  он  упал, задавив  10  человек, во  время  коронации  Александра II  упал вторично, убив  17  человек. С 1912  года считается  непригодным. Вот  такая  непростая и метафоричная игра  имен.

Много  лет  у  его  памятника В.Д. Реуту, Н.И.Иваненкову, А.В.Потанину, Намоконову   проводились  митинги,  на  слет  юных красноармейцев  собирались  и  маршировали  школьники. В  1966  году,  будучи  в  Нелькане  проездом  в  составе  экспедиции  археолога  А.П.Окладникова, Вс.П. Сысоев  обратился  к  местным  властям  с  просьбой  установления  другого   памятника  героям  гражданской  войны  и  возвращении  этого  хотя  бы  на  погост. Всеволод  Петрович  был  поражен,  когда  увидел, что  надгробная  плита  с  могилы  одного  человека переместилась  на  могилу  других  людей,  немного  трансформировавшись: с  памятника Вас.  Мальцеву  был  просто-напросто  сбит  крест и  масляной  красной  краской  нарисована  звезда. Увы, увещевания  Вс.П.Сысоева  ничего  не  дали- многие  знали  в  Нелькане  историю  этого  памятника, но это  устраивало  всех. Лишь  в  1990  году  надгробный  памятник  священника   Василия  Мальцева вернулся  на  прежнее  место, а   в  память  о  погибших   чекистах  сельские  органы  управления    поставили  другой  памятник,  изготовленный  старателями. Сколько  поколений  выросло, митингуя  у  надгробной  плиты  священника  и  оскверняя  память   как  церковнослужителя, так  и  молодых ребят, сложивших  головы  в  борьбе  за  власть?!

В  доме  культуры села , бывшей  по  прежнему  внешним подобием  церковью,   проводились  выступления  агитбригад,  танцы,  вечера,  чествования передовиков  производства. Естественно,  здание  претерпело  изменения: крест  с  главою колокольни  снесли, а  на этом  месте    установили  большой  люминесцентный  фонарь; внутри здания  соорудили  сцену, повсюду  развесили  агитационные  плакаты. У немногих   нельканцев  сохранились  фотографии  тех  лет,  для  многих  тот  дом  культуры стал  местом  первых встреч. Особо  о  сохранении  здания  никто  не  заботился -  оно  служило  несколько  десятилетий  клубом,  пока  не  построили  новый.

В  конце  80-х в  Нелькане  возводят   новый  сельский  дом  культуры, расположив  его  через  дорогу  с  церковью. С  переездом  в  новое  здание  встал  вопрос: что  делать с  церковно-клубным  зданием. Решают  отреставрировать  здание  и  разместить  в  нем  музей.  Специально  для  этого  приглашаются  специалисты  Хабаровского  краевого  краеведческого  музея, общества  охраны  памятников   и  под  руководством  художника  С.С.Сучкова,  на  средства  края    в  течение  трех  лет  реставрируется  здание. Оно  получает почти тот  внешний  вид,  который  имело  до  национализации. Когда   были   завершены  реставрационные  работы и  даже  изготовлены  стенды для  музея, в  Нелькане  состоялся  сельский  сход. Организатором проведения  схода  была  наша  жительница  Л.П.Варова -  при  поддержке группы  женщин­ - сотрудниц геологической  партии,  она смогла  убедить  односельчан  и  местные  органы  власти  в  необходимости  передачи  здания  верующим. Лидия  Петровна  Варова  сама  человек  очень  сложной  судьбы  и  огромной  силы  воли, стала  практически  во  главе  движения  за  возрождение  церкви  на  селе. Несмотря  на  физический  недуг (с  15  лет  Лидия  Петровна  прикована  к  инвалидной  коляске  и  этот  большой  физический  недуг не  позволил  ей даже  самой  провести сельский  сход. Но  по  ее  настоянию его  провела Т.О.Пилипенко, зачитав письмо-обращение Лидии  Петровны к землякам). Люди  откликнулись  и  10 февраля  1991  года  сельский  сход  единогласно  решил- быть  на  селе  церкви, а  для  музея  можно  подыскать  другое  помещение.  Варова организовывала  совет  прихода,  вела  переговоры  с  Хабаровской  епархией  о  направлении  в  Нелькан  священника, беспокоилась  об оснащении  храма  необходимыми  для  проведения  служб  церковными  предметами. И  тогда  же  пришлось испытать  немало  трудностей:  от  первого  схода, на котором  было  образовано религиозное общество, именуемое «православная  церковь» и  до  регистрации его  в  отделе  юстиции  при  Крайисполкоме г. Хабаровска  прошло  6  месяцев ожидания, переписки, переговоров, напоминаний.  25  июня 1991  года – день  официального  возвращения храма  в  село  Нелькан.  В  октябре  того  же  года  впервые  за  шестьдесят  с  лишним  лет приехал  священник от. Андрей. В  первое  посещение священнослужителя приняли  крещение 97  человек, в  1993  году- более  160  человек. Людской  поток к  храму  в  дни  приезда  священника   не  прекращался  в  течение  нескольких  дней. С  1997  года  в  Нелькане  служит постоянно  настоятелем  храма от. Константин( Жигалин).

Организовать  и  преобразовать  из  многодесятилетнего  клубного  здания  настоящую  церковь  очень  трудно. Годы,  люди  нанесли большой  урон  зданию: оно  имело  крен, протекающую  крышу, деревенское  печное  отопление. И  хотя   внешний  блик  был  отреставрирован, внутренняя  же  часть  оборудовалась  под  музей. Вот  уже  4  года  ведутся   восстановительные  работы  храма. Люди  района  и  края  помогают  привести  в  надобный  порядок  здание  церкви: по  заказу  ГУК « Научно-производственный  центр по  охране  и  использованию памятников истории  и  культуры»    провело   обследование  состояния  церкви, железнодорожный  институт  составил  проект  ее  реконструкции; силами  старательских артелей  «Восток», «Амур», «Прибрежная»  были  куплены  необходимые  строительные  материалы,  выпрямлена колокольня   и  частично  утеплено   здание. Народный  художник  России  Г.Д. Павлишин  направил за  счет  собственных средств  железобетонную  арматуру  для  фундамента  церкви, а  также  изготовил    оконные  рамы. Со  стороны  районного  руководства  ежегодно  предоставляются  льготы  по  налогообложению  для  Нельканского  прихода и  дизельное  топливо  для  отопительной  системы. Специалистами  железнодорожного  университета   была  подготовлена  проектно-сметная  документация  по  ремонту    крыши,  но  кровельный  материал  дорогой  и  стоит   300  тыс. рублей. Глава  района  В.В.Митрофанов  поддерживает  настрой  прихода  на  завершение  реконструкции- в  этом  году  в  личной  беседе  Виктор  Валентинович подтвердил  намерения   профинансировать  кровельный  материал  для  крыши  храма. Если  решится  этот  вопрос , будет  серьезное  продвижение в  восстановление  храма.  Нельзя  также  начать  наводить   внутреннее   благолепие  храма  без  окончательного  утепления и  усовершенствования   системы  отопления. В  северных  условиях,  когда  зимой  температура  падает  до  минус  50, не  обойтись  без  отлаженной современной  системы  отопления и  на  сегодня  это  одна  из  самых  насущных  проблем для  прихожан.   В  зимний  период  в  храме  холодно. Хоть  и  золотая  земля, на  которой  мы  живем и  стоит  наш  храм,  а  привести  к  необходимому  благоустройству, чтобы  было  тепло  и  сухо, все  никак  не  получается.

Сегодня  церковь  много  делает  для  того, чтобы  мы, живущие  рядом, приобрели  силу  Духа  и  Веру  в  Него. Впервые  в  нашей  истории  этим  летом  приход  Нельканской  церкви  прошел  Крестным  ходом  до  с.  Аим, освятив   жилье  людей, живущих  вдоль  Маи  и  установив  православный  крест  в  Аиме. Здесь  не  хочется  вступать  в  дискуссии о  численности  верующих  и  т.д., поскольку  это  дело  сугубо  личное. Однако  в  Аиме, на  Омолеконе, В  Ципанде  желающих  принять  крещение  было  столько, что  не  хватило  крестиков. 14  августа  2003 года  , в день 185-летия села Нелькан,   был  совершен  Крестный  Ход  вокруг  села  и  освящен  наш  поселок… Нельканская  церковь  прошла  большой  путь- в  сентябре  2005  года  она  будет  отмечать  90-летний  юбилей. На  протяжении  всего  пути было  немало  «камней»,  которые  испытывали  на  крепость веру  любви в  Бога и  их  силу  Его Духа. Мы верим, что  ничего сильнее  этой любви нет- с нами Бог!

Приходской совет
Храма Благовещенья Божьей Матери

 
Tags: История, Нелькан, Церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments